Меня зовут Елена Левина. Я старший методист CMS Group – группы компаний, оказывающих услуги в сфере финансов. В этой статье я дам несколько общих советов о том, как инвестировать в начинающие предприятия – стартапы.
Несколько важных моментов
Первое, что важно помнить – каждый инвестор максимально заинтересован в эффективном вложении, а каждый стартап заинтересован в инвестициях. Задача специалистов группы компаний CMS – обеспечить обеим сторонам успешный диалог.
Мы не работаем со стартапами, идеи которых «голые». Таких идей много, и далеко не все они реализуемы. Мы же отбираем из них наиболее перспективные с экспертной точки зрения. Среди факторов, влияющих на отбор, можно выделить:
- команда или отдельные сотрудники с релевантным опытом;
- готовый прототип продукта или услуги (или MVP);
- подтвержденный спрос (желательно первые продажи);
- готовая и внятная стратегия на определенный срок.
Наличие всех этих пунктов делает инвестиции менее рискованными. Активность участников проекта и доходность оцениваются на разных этапах аналитики.
Почему стоит вкладываться в стартапы
Венчурные вложения относятся к области высокого риска. Но их главная особенность заключается в возможном обеспечении реально высокого дохода, в отличие от «классических» активов.
CMS Group занимается непосредственно оценкой инвестиций в начинающие предприятия или продукты на старте (стадии запуска). Это сложное дело, куда сложнее, чем оценивать потенциальные вложения в уже зарекомендовавшие себя проекты или компании. Мы оцениваем риски, и говорим каждому из клиентов, что вероятность успеха вложения только в один проект ниже, чем в несколько одновременно.
Наиболее эффективный вариант – вложение в 5-10 стартапов сразу. Специалисты группы компаний CMS проведут оценку стоимости каждого рассматриваемого бизнеса.
Как CMS Group оценивает проекты на стадии запуска
Вложения в стартап на самых ранних этапах – сложный метод. Подразумевается стадия, когда проект находится даже не на уровне разработки, а на уровне идеи. Специалисты CMS ГК занимаются аналитикой для потенциальных посевных и предпосевных инвестиций. Последние имеют такое важное преимущество, как возможность вкладывать минимальные суммы, которые не жалко потерять в случае неудачи. А в случае успешного воплощения идеи в жизнь такие небольшие вложения могут принести значительную выгоду.
Минус ранних инвестиций заключается в сложности аналитики на основе стандартных показателей:
- KPI;
- количество посетителей сайтов;
- совершенные покупки;
- непосредственная доходность.
В процессе специалистам CMS Group приходится делать выводы на основе наблюдения за командой, рынком, продуктом или услугой.
Скоринг
В настоящее время практикуется так называемый метод скоринга, или метод Пейна. В его основе – сравнение нескольких проектов. Результатом сравнения становится выставление баллов по ряду параметров. Среди этих параметров, кроме перечисленных ранее, стоит отметить и потребность в дальнейших инвестициях. В итоге специалисты ГК CMS подчитывают стоимость новой компании.
Метод венчурного капитала
Эта методика используется при оценке компании до инвестиций и после. Так, послеинвестиционная цена равна будущей оценке на определенный момент. Такой момент может быть, например, через несколько лет. Основа оценки – продажи конкурентов стартапа в этой сфере. Высчитанную стоимость делят на предполагаемую прибыть и на ROI – то есть, на инвестиционные затраты.
Прединвестиционная цена проекта представляет собой оценку послеинвестиционную минус размер вложений. Приведу пример: инвестор намеревается вложить 100 000 денег. По его оценке стоимость стартапа в течение пяти лет возрастет до 4 миллионов денег. То есть средняя оценка прибыли за пять лет составляет х20, тогда как ожидаемая варьируется от х10 до х20. Имеем: послеинвестиционная оценка – 400 тысяч, прединвестиционная – 300 тысяч денег.
Метод Беркуса
Еще один популярный подход, где инвестиционный проект анализируется по ряду показателей, сравнивающих его с аналогичными стартапами. Как правило роль таких критериев играют:
- идея продукта или услуги;
- «качество» участников команды;
- управленческий опыт организаторов;
- стратегия;
- разница между выпуском и реализацией продукции.
Результат оценки выводится в процентах либо в абстрактных числах. Обычно аналитики исходят из стоимости подобных предприятий.
Как оцениваются уже «запущенные» стартапы
Если новый проект уже работает, а именно – имеет клиентов, прибыль или хотя бы выручку, то он специалистами CMS Group оценивается уже как полноценная компания. Но все же некоторые поправки на «стартовую позицию» обычно имеют место. Некоторые руководители или учредители венчурных фондов, например Ф. Надель, предлагает оценивать ряд ключевых показателей эффективности KPI.
Ниже основные показатели:
- прибыль с одного клиента;
- число «уников» (уникальных посетителей) в день/неделю/месяц;
- уровень дохода;
- конверсия;
- стоимость лида.
По мнению специалистов CMS ГК и самого Надаля на этих показателях не следует сосредотачиваться слишком серьезно. Причина этого заключается в том, что начинающие предприниматели не всегда точно позиционируют свои KPI.
Кроме перечисленных в CMS Group активно применяют при анализе стартапов собственные уникальные разработки и инструменты. О том, как связаться с нами, вы узнаете на основном сайте компании https://cms-group.pro/. Также вы можете следить за последними новостями в официальной группе ОК.